В Петербурге завершилась региональная конференция школьников «Лихачевские чтения»

Более 60 учащихся школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области представили свои исследования, проекты и эссе в рамках проведения Региональной конференции исследовательских и творческих работ школьников в области гуманитарной культуры «Лихаческие чтения». В своих работах участники постарались осмыслить современное культурное пространство через экологию языка и культуры, историю страны, города, улицы, своей семьи.

Д.С. Лихачёв считал, что «воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать, начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». Эта мысль прошла красной нитью через тематику каждой секции ежегодных «Лихаческих чтений».

Экспертное жюри под руководством Сергея Федорова, к.п.н., доцента, заведующего кафедрой филологического образования СПб АППО, оценивало работы учащихся в рамках семи направлений: семейные архивы и библиотеки, семейные реликвии, семейные традиции; жизнь замечательных людей (герои живут рядом); эссе (наследие Д.С. Лихачёва в современном мире); экология языка и экология культуры.

Победители и призёры заочного этапа конференции представили уже в очном формате свои работы компетентному жюри, которое и определило абсолютных победителей по направлениям: исследование, проект и эссе.

Как отметили члены жюри, уровень работ, представленных на Конференцию, был высоким. Свои исследования и проекты защищали и участники, имеющие за плечами большой опыт выступлений, и совсем юные исследователи. Самая юная участница конференции - ученица гимназии № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга Ярослава Пирогова рассказала об истории своей семейной библиотеки и о любимых книгах, переживших блокаду Ленинграда.

Большое впечатление на жюри произвело исследование «Изучение жизни ленинградской семьи в первый год Великой Отечественной Войны (лето 1941 г. – лето 1942 г.) на основе семейных архивов и воспоминаний». Автор работы – Элина Глушанок, ученица Инженерно-технологической школы № 777. Победительница финального этапа поразила не только рассказанной историей, но и методами исследования. Семиклассница, съев только 70 граммов хлеба, попробовала повторить ежедневный маршрут своей прабабушки протяженностью 12 километров, который та проделывала, чтобы добраться до места работы в осажденном городе.

Исследование «Номинативные и словообразовательные особенности гидронимов Выборгского района Ленинградской области» Анастасии Савульчик, ученицы 7 класса Школы № 619, восхитило председателя жюри Сергея Федорова научной классификацией и глубиной понимания словообразования названий гидронимов.

Фильм, снятый в рамках проекта «Фотография из семейного архива» о прадеде – учителе Русского Севера – Александра Юхновца, учащегося 6 класса Средней общеобразовательной школы № 47 имени Д. С. Лихачёва, заставил задуматься об интересной судьбе советского педагога.

Участники конференции и их научные руководители получили на память дипломы и благодарственные письма. Юные исследователи услышали советы от членов жюри: в каком направлении можно развивать, дополнять и совершенствовать свои исследования и проекты.

Справочно

Конференция исследовательских и творческих работ школьников в области гуманитарной культуры «Лихаческие чтения» проводится на протяжении 20 лет. В 2021 году конференция получила региональный статус. Организатором является Средняя общеобразовательная школа № 47 имени Д. С. Лихачёва. Конференция проводится при поддержке СПб АППО, ИРЛИ РАН (Пушкинский дом) и ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга.

Информация и фото: Средняя общеобразовательная школа № 47 имени Д. С. Лихачёва.