В Петербурге разработали первую в России нейросеть для обработки результатов Всероссийских проверочных работ

Санкт‑Петербург стал пилотной площадкой для внедрения технологии, которая может существенно изменить работу школьных учителей по всей стране. Комитетом по информатизации и связи совместно с Университетом ИТМО и Комитетом по образованию реализуется новый проект, который, за счёт интеграции программного робота и нейросети, позволит в 20 раз ускорить обработку результатов Всероссийских проверочных работ (ВПР).

Традиционно сбор результатов проверочных работ, выполненных на бумажном носителе, выглядит так: представитель школы заполняет электронную форму, занося в нее индивидуальный код, номер варианта работы и баллы каждого ученика, размещенные на титульном листе. Готовую форму необходимо загрузить в государственную информационную систему «Федеральная информационная система оценки качества образования». В школах, где в среднем в одной параллели 2-3 класса, педагогам приходится вручную обрабатывать более 1300 проверочных работ.

Цель нового проекта – не просто автоматизировать рутину, а освободить учителя от рутинного ручного труда и вернуть ему главное – время для непосредственной работы с детьми. В основе решения – программный робот, разработанный специалистами Санкт‑Петербургского информационно-аналитического центра (СПб ИАЦ), и нейросеть, созданная студентами-сотрудниками лаборатории интеллектуальных сервисов и приложений «LISA» Университета ИТМО.

Робот автоматически считывает данные с титульных листов ВПР, передаёт их в нейросеть, а та – распознаёт, анализирует, рассчитывает сумму баллов по каждой проверочной работе и «возвращает» результаты в необходимом для загрузки формате. Задача учителя в этом процессе – только отсканировать титульные листы проверочных работ, запустить робота, а потом загрузить готовый итоговый массив данных в федеральную информационную систему оценки качества образования.

Это первая в России технология подобного масштаба, основанная на применении ИИ в образовательной рутине. По словам экспертов лаборатории интеллектуальных сервисов и приложений «LISA» Университета ИТМО, использование сервиса сократит время работы с документами в 20 и более раз.

«Наш интеллектуальный сервис принимает на вход отсканированные титульные листы ВПР через API и “возвращает” в формате JSON: предмет, класс, вариант, код и баллы участника. Чтобы повысить точность, мы дообучили нейросеть на реальных примерах титульных листов ВПР и применили комплексную предобработку изображений. Учителю в этом процессе требуется только отсканировать титульные листы проверочных работ, запустить робота и загрузить итоговые данные в федеральную информационную систему оценки качества образования. Наше совместное решение для автоматизированного извлечения и распознавания информации с титульных листов ВПР — первое на российском рынке», – рассказал к.т.н., доцент Факультета прикладной информатики ИТМО, руководитель лаборатории интеллектуальных сервисов и приложений LISA Дмитрий Федоров.

Эксперимент уже запущен в трёх образовательных организациях Санкт‑Петербурга – школах №187 и №191 Красногвардейского района и Лицее №280 имени Лермонтова. Только в одном из этих учреждений ежегодно обрабатывается свыше 1300 ВПР. Теперь весь этот процесс можно реализовать не за недели, а за часы.

«Мы создаём решения, которые не просто заменяют ручной труд, а поддерживают человека в его профессиональной миссии. Искусственный интеллект в школах – это не про контроль, а про помощь, про умную помощь в умном городе, про уважение ко времени учителя. Цифровые технологии освобождают силы педагога для главного – общения, обучения, развития», – подчеркнула председатель Комитета по информатизации и связи Санкт‑Петербурга Юлия Смирнова.

Пилотный проект уже доказал свою эффективность, и в случае положительных результатов, технологии готовы к масштабированию в другие школы Петербурга и регионы.

Информация и фото: Комитет по информатизации и связи Санкт‑Петербурга; ITMO NEWS.