В Петербурге увеличилось количество школ – ассоциированных партнеров «Сириуса»

Семинар по теме «Вопросы организации проектной деятельности в рамках сопровождения одаренных детей» прошел в Академии талантов. Его участниками стали директора и координаторы 11 ассоциированных школ образовательного центра «Сириус», а также представители петербургских вузов, инновационных компаний и индустриальных площадок.

Наметить планы работы на новый учебный год, актуализировать взаимодействие образовательных организаций и отраслевых партнеров, обратить внимание на организацию проектной деятельности в школе с учетом критериев центра «Сириус» и опыта прошлого года – такие задачи поставили перед собой организаторы встречи.

Семинар открыла главный специалист отдела воспитания и дополнительного образования Комитета по образованию Елена Богданова. «Основной вектор дополнительного образования – техническое творчество. Инженера и биохимика в 20 лет воспитать уже не получится – это нужно делать, начиная со школьной скамьи», – сказала Елена Зиновьевна, подчеркнув особую роль Академии талантов как регионального координатора проекта в Санкт-Петербурге.

Директор Академии талантов Егор Киреев остановился на важной миссии «Сириуса», объединяющего региональные усилия общего и дополнительного образования, индустриальных и академических партнеров с важной целью – подготовки высококвалифицированных кадров для активного участия в научно-технологическом лидерстве России.

Напомним, федеральный сетевой проект «Школы – ассоциированные партнеры „Сириуса“» реализуется в Петербурге с 2024 года. Его первыми участниками стали 5 школ:

  • Инженерно-техническая школа № 777;

  • Вторая Санкт Петербургская Гимназия;

  • гимназия № 642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района;

  • лицей № 533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района;

  • лицей № 369 имени Героя РФ А.Н. Жихарева Красносельского района.

В каждом из учреждений ученики одного или нескольких классов углубленно изучают математику, физику, информатику, химию, биологию на уроках и занятиях дополнительного образования, ведут проектную деятельность в интересах региональной экономики.

В 2025 году к проекту присоединились еще 6 образовательных учреждений:

  • лицей № 393 Кировского района;

  • гимназия № 261 Кировского района;

  • школа № 334 Невского района;

  • школа № 518 Выборгского района;

  • школа № 197 Центрального района;

  • школа № 77 Петроградского района.

Все образовательные организации прошли серьезные процедуры, связанные с требованиями «Сириуса» к организации-партнеру ассоциации, в том числе учитывался результативный опыт работы с одаренными школьниками в области математики и естественно-научных дисциплин, победы на олимпиадах и в конкурсе «Большие вызовы».

О точках роста проекта и об опыте школ-«пилотов» – на сайте Академии талантов

Среди новичков ассоциации 2025 года – школа № 334 Невского района Санкт-Петербурга. По словам директора Натальи Нагайченко, школа – обычная, не статусная, но у учреждения – отличный опыт сотрудничества с вузами и компаниями: в школе действуют 5 корпоративных классов, среди отраслевых партнеров – Ленэнерго, Горный университет, Пассажиравтотранс и другие. А еще ученики отлично справились с академическими задачами при входе в проект «Сириуса» и подавляющее большинство написали тесты на максимальный балл.

«За короткое время проект набрал популярность среди детей и родителей. Учителям пока сложно перестроиться, у всех большая нагрузка, но и здесь подумаем, как все организовать оптимально. На нашем примере мне хотелось бы показать для других, что обычные школы тоже могут присоединиться к проекту, транслировать его ценности и масштабировать свои успешные практики», – говорит Наталья Нагайченко.

Чтобы действовать в одном когнитивном поле, на семинаре предложили алгоритм взаимодействия школ, Академии талантов и партнеров. Он предусматривает четкую организацию по аккумулированию и распределению среди школ научных и исследовательских тем партнеров и, что немаловажно, сопровождение проектной деятельности учащегося представителями вуза или компаний. К максимальной нагрузке и ответственности за результат присутствующие на семинаре партнеры Академии талантов – представители ИТМО, СПбГУ, Военмеха, ГУАП и Политеха, СПбГЛТУ им. Кирова, а также компаний АО «Биокад», ООО «ИндуТех»», ФБУ «Тест-С.-Петербург» и других –  готовы.

Об этом можно судить по выступлениям коллег. Вузовское и индустриальное сообщество намерены постоянно расширять свои возможности по подготовке будущих кадров в сфере робототехники, инжиниринга, биотехнологий, инноваций, начиная даже с младшего школьного возраста. Кстати, семинар стал отличной возможностью познакомиться школам со своими потенциальными партнерами, обсудить ближайшие планы.

«Мы должны с вами таким образом отработать в новом учебном году, чтобы каждый ребенок из классов нашего проекта смог выполнить работу, актуальную для региональной экономики», – резюмировала заместитель директора Академии талантов по инновационно-методической работе Наталья Ильина.

Отметим, что сегодня проектом «Школы – ассоциированные партнеры „Сириуса“» в Петербурге охвачено около 1200 школьников с 7 по 11 классы. Это серьезная цифра, ведь каждого ребенка нужно обеспечить отдельной проектной, совсем не абстрактной, темой. К февралю 2026 года ребенок должен подготовить и защитить проектную работу именно по задаче индустриального или научного партнера. Лучшие исследователи смогут участвовать в следующем этапе – региональном. А его победители отправятся в «Сириус» на итоговую защиту.

Подробнее о проектах, представленных школьниками в 2024/2025 учебном году – на сайте Академии талантов.

Информация и фото: Академия талантов Санкт-Петербурга.