В приоритете – трансформация системы СПО и повышение престижа рабочих профессий

29 января в Государственной Думе Российской Федерации состоялось первое заседание рабочей группы по вопросам среднего профессионального образования и подготовки профессиональных кадров. Его провела заместитель Председателя Госдумы Виктория Абрамченко. В заседании принял участие первый заместитель Министра просвещения РФ Александр Бугаев.

Рабочей группе был представлен обновленный прогноз, касающийся кадровой потребности экономики. Согласно ему, к 2029 году потребуется дополнительно трудоустроить почти 11 млн специалистов, из них 2,4 млн должны иметь высшее образование, а 6,8 млн – среднее профессиональное. При этом ежегодный выпуск составит от 975 тысяч до 1,1 млн специалистов со средним профессиональным образованием.

«В 2022 году мы начали работу по реализации федерального проекта «Профессионалитет». Он направлен на синхронизацию кадровой потребности наших предприятий с теми возможностями, которые есть у системы СПО в настоящее время. И самое главное, что нам удалось сделать, это положить в основу проекта отраслевой подход», – отметил первый заместитель Министра просвещения РФ Александр Бугаев.

Он подчеркнул, что стратегия партнерства с бизнесом позволила Министерству просвещения РФ выделить четыре приоритетных направления. Это адресная профориентация, высокое качество образовательного контента, который в рамках проекта «Профессионалитет» получают студенты, подготовка кадров под ключ, чтобы их не нужно было переучивать или это требовало минимальных доработок на рабочем месте, а также кадровый состав образовательных организаций.

«Одни из важнейших направлений – это, конечно, трансформация всей системы, повышение престижа рабочих профессий. Систему профориентации в школах мы также настраиваем в рамках тех наработок, которые есть у нас в проекте «Профессионалитет». Это и такие флагманские профориентационные проекты, как «Билет в будущее», «Россия – мои горизонты». Отрадно, что мы пришли к единой системе профориентационной работы во всех школах нашей страны, но одновременно мы понимаем, что в настоящее время от нас требуется ускорение», – сказал Александр Бугаев.

Кроме того, он отметил, что для повышения качества образования создано два федеральных технопарка – в Калуге и Нижнем Новгороде, на базе которых педагогические кадры осваивают актуальные производственные навыки. Для повышения практико-ориентированности в рамках проекта не менее 40% от объема программ осваивается под отраслевую специфику, которую определяют сами предприятия-партнеры.

Особое внимание также уделяется подготовке команд кластеров. В этой работе используются лучшие практики федеральных кадровых конкурсов, ведется взаимодействие с коллегами – представителями платформы «Россия – страна возможностей», Мастерской управления «Сенеж». Педагоги и мастера обучаются и проходят программу повышения квалификации. Для организации реальной производственной среды в каждом кластере создается не менее шести зон по видам работы, которые оснащены современным оборудованием, аналогичным тому, что стоит на предприятиях – партнерах проекта, для того чтобы обеспечить бесшовный переход молодого человека из колледжа на производство.

Наряду с этим с 2023 года запущено отечественное чемпионатное движение. В качестве примера Александр Бугаев привел Чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий, а также чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

«С 2025 года федеральный проект «Профессионалитет» стал частью национального проекта «Молодежь и дети». Это лучшие практики, которые перешли с реализации прошлого цикла национальных проектов. И, что самое главное, это решение, которое принял наш президент и которое отражено в нацпроекте «Молодежь и дети», это программа капитального ремонта колледжей. Мы осознанно привязываем эту программу к реализации проекта «Профессионалитет» для того, чтобы понимать точки роста системы среднего профессионального образования в субъектах нашей страны и получать конкретные образовательные организации не только оснащенными современным оборудованием и подготовленными кадрами, но еще и отремонтированными, потому что среда зачастую определяет сознание», – добавил Александр Бугаев.

Рабочая группа по вопросам среднего профессионального образования и подготовки профессиональных кадров создана по инициативе Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина. Решение принято в ходе «правительственного часа», где обсуждалась роль среднего профессионального образования в кадровом обеспечении экономики. В группу вошли депутаты, сенаторы, представители федеральных органов исполнительной власти, регионов, руководители колледжей и вузов, эксперты научного сообщества, представители ведущих общероссийских объединений работодателей.

Информация и фото: пресс-служба Минпросвещения России; ИРПО.