В РАО обсудили пути возрождения и развития наставничества в России

В Год педагога и наставника Российская академия образования провела открытый экспертный разговор на тему «Наставничество в России: возрождение и развитие». Участники обсудили, какой запрос на наставничество есть у современной молодежи, а также рассказали о лучшем опыте наставничества в самых разных отраслях, способствующем его возрождению, патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Васильева в своем выступлении сделала акцент на Концепции развития наставничества в Российской Федерации, подготовленной учеными РАО в Год педагога и наставника. Документ является базовым для организации наставнических практик в различных профессиональных сферах, задает общие рамки и векторы этой деятельности.

«Сегодня наставничество в нашей стране возрождается, развивается с опорой на весь наш богатый прошлый опыт и стремится отвечать на современные вызовы. Важно продолжить традиции отечественного наставничества, которое на протяжении многих лет обеспечивало своевременное и качественное введение в профессию квалифицированных кадров, последовательный рост их мастерства», — рассказала Ольга Юрьевна.

Детское движение — особая форма организации воспитания. Его основа — детско-взрослые сообщества, которые объединяют детей и взрослых совместным социально направленным действием, сказала первый заместитель Председателя Правления Движения Первых Наталия Мандрова.

«Сегодня перед нами стоит важная цель — сформировать многотысячный педагогический коллектив, который сможет решать важные воспитательные задачи в детском движении. Программа воспитательной работы Движения Первых в том числе направлена на поиск таких взрослых, которые будут работать с ребятами в каком-то смысле в новой для себя педагогической позиции. Взрослому очень сложно не перехватывать инициативу и не диктовать. Неслучайно в программе появилось понятие „значимый взрослый“ — это человек, который становится для ребёнка авторитетом и наставником. Очень важно построить сегодня живое детское движение, которое бы основывалось на таком принципе наставничества и где ребята будут расти как личности и граждане. В конечном итоге эта работа позволит подготовить достойное молодое поколение молодых россиян, которые возьмут ответственность за нашу страну в ближайшие десятилетия», — отметила Наталия Александровна.

«Программам поддержки наставничества сегодня уделяется огромное внимание со стороны государства, но не менее важна активность академического и бизнес-сообщества, представители которого готовы делиться опытом и знаниями. Наставничество особенно ценно тем, что объединяет в себе и обучение, и воспитание человека. Передавая свои знания и профессиональный опыт, наставник участвует в формировании личности своего ученика. Благодаря наставникам у молодых людей формируются жизненные ценности, позитивные установки, они быстрее определяются с выбором образовательной и карьерной траектории, успешно реализуют себя во взрослой жизни. Внедрение в вузах программ наставничества обеспечивает преемственность между поколениями», — добавила ректор Университета науки и технологий МИСИС Алевтина Черникова.

«Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования и очень мощная команда экспертов из разных отраслей сейчас сконцентрированы на разработке профстандарта „Наставник“. В силу разнообразия практик и сфер применения наставничества, — это первый по-настоящему сквозной для всех видов профессиональной деятельности профстандарт. В этом его главная сложность для разработчиков и главная ценность для тех, кто будет его применять. Профстандарт — это инструмент мягкого регулирования. Он не распространяется на нетрудовые отношения, не ограничивает общественную инициативу и не вступает в противоречие с принципом добровольности наставнической деятельности. Поэтому существующие сегодня практики никак не пострадают. Принятие профстандарта позволит организациям принимать на работу человека, выполняющего в коллективе функцию наставника, и не называть его при этом неким специалистом. Формулировка „наставник“ подчеркивает статус и мастерство человека», — рассказала председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина.

Как отметила руководитель Благотворительного фонда «Система», член-корреспондент РАО Лариса Пастухова, вопросы развития института наставничества актуальны в наше время как никогда: «Наставниками именуются лучшие и опытнейшие учителя. В начале XX века о проблемах наставничества размышлял Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку. Имея уникальный опыт и особые знания, быть наставником можно только Сердцем, любя свое дело, своих учеников и ценя их первые шаги. Наставничество — от сердца к сердцу».

Модератором мероприятия выступил научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.

Источник: Пресс-служба РАО.