Владимир Ильин – о судьбоносной школе № 30 и конкурсе «Учитель года»

«Дайджест петербургского образования» продолжает знакомить читателей с победителями конкурса «Учитель года» разных лет. Ильин Владимир Леонидович (1951-2008) стал победителем конкурса педагогических достижений в номинации «Учитель года России» в 1998 году, будучи учителем математики в Санкт-Петербургском губернаторском физико-математическом лицее № 30. За свою карьеру Владимир Леонидович был отмечен множеством наград, среди которых звания Лауреата премии Президента России, «Заслуженного учителя Российской Федерации», Кавалера Золотого Почетного знака «Общественное признание»; нагрудный знак «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга», а так же знак и орден Трудовой Славы III степени.

В интервью 1999 года, В.Л. Ильин признается, что всегда считал себя счастливым человеком, потому что большую часть дня он делал то, что ему нравится: «Счастье – это процесс, – говорит Ильин. – Оно бывает окрашено в разные цвета. Я не завидую тому, кто посвятил свою жизнь зарабатыванию денег. Хотя и без них жить нельзя».

- Владимир Леонидович, вы закончили матмех Университета. Могли бы делать карьеру, стать ученым. Почему вы вернулись в школу?

- Это моя школа. Я поступил сюда в 66-м году и закончил в 68-м. Эта школа меня потрясла. Нас учили удивительные учителя. Два года, проведенные в школе №30, определили мою судьбу. Вся моя жизнь крутится вокруг этой школы. Когда я учился на матмехе, я каждую свободную минуту бежал в школу. Я рад, что и сегодня наша школа остается особенной. Надеюсь, что мы сохраняем ту атмосферу, в которой прошло наше учение. Сейчас в школе уже работают несколько моих учеников. Они преподают физику и математику. Для нашей школы это характерно. Они стали учителями, потому что когда-то провели здесь два незабываемых года.

- Владимир Леонидович, кроме математики, вы еще объясняете детям законы, по которым живет наш мир. Как вы это делаете?

- Я стараюсь быть им старшим товарищем, соратником. Боже меня упаси превращаться в пророка. Я призываю их разрушать кумиров. Я не знаю, как им надо жить. Я могу говорить только о себе – как я прожил, как я понимаю то, что происходит. Я пытаюсь научить их жить в этом абсурде. Одна из моих задач – сформировать у детей объективную самооценку. Я не хочу, чтобы они страдали наполеоновскими комплексами. Но и мучиться от собственного бессилия и неполноценности – тоже нелепо.

- Расскажите, пожалуйста, о конкурсе.

- Конкурс удивил меня замечательной атмосферой. Нас было 74 учителя из разных регионов. Все мы были соперниками. И при этом все помогали друг другу!

Конкурс длился полторы недели. Это был весьма изматывающий марафон. Никогда еще я так не выкладывался. Без поддержки своих коллег я бы этого испытания не выдержал. Мне было очень интересно с ними общаться. Все они – замечательные профессионалы и очень интересные люди. Кстати сказать, я уверен, что нельзя быть хорошим учителем, не будучи интересным человеком.

Так вот о конкурсе. Представьте себе – нас четверо преподавателей математики. Я и три женщины. Я их побеждаю в первом туре. Остается последнее испытание – урок-импровизация. Тема объявлена вечером, на подготовку – ночь. Литературы, естественно, никакой. Сижу, сочиняю урок. Стук в дверь. Входят мои бывшие соперницы и спрашивают: «Что делать?» Всю бессонную ночь мы сочиняли урок. Человеческая поддержка – это бесценная вещь.

На конкурсе было много забавного. Например, один из членов жюри признался, что в школе его учительница химии выпила у него два литра крови. А московский физик Сергей Круглов уложил своего коллегу на битое стекло и встал сверху. Таким образом он доказывал тезис о том, что давление тем меньше, чем больше площадь опоры.

Справочно

За более чем 30-летнюю историю Всероссийский конкурс «Учитель года России» зарекомендовал себя как самое масштабное состязание профессионального мастерства среди учителей. Ежегодно он собирает более 100 тысяч педагогов-участников, объединяя всё больше творческих педагогов и формируя представительное экспертное сообщество.

Учредители Всероссийского конкурса «Учитель года России» – Минпросвещения России, Общероссийский Профсоюз образования и АО «Издательский дом «Учительская газета».

Подготовлено по материалам сборника «Номинация „Учитель года“ конкурса педагогических достижений 1992-2017. История в лицах».