Возможности непрерывного естественно-научного образования обсудили на всероссийской конференции

29 марта в рамках XIII Петербургского международного образовательного форума состоялась Всероссийская конференция «Вклад в технологический суверенитет страны: возможности непрерывного естественно-научного образования». К конференции подключилось около 3000 человек из 26 регионов России, а также Республики Беларусь.

На пленарном заседании спикеры рассказали о различных возможностях организации образовательной экосистемы предпрофессиональной подготовки учащихся.

Главный специалист Комитета по образованию Денис Трещев обратил внимание присутствующих на актуальные задачи: выявление предпрофессиональных компетенций выпускников школ, проведение системных сетевых школьных интенсивов – каникуляриев, специализацию школ по группам естественно-научных областей знания и так далее.

На дискуссионной площадке № 1 – «Форматы взаимодействия университетов и школ: перезагрузка» – состоялся обмен опытом организации образовательной деятельности в контексте сетевого взаимодействия, получения компетенций для освоения передовых естественно-научных профессий, а также передачи опыта не только учащимся, но и учителям. От слушателей и участников дискуссионной площадки поступили предложения по совершенствованию взаимодействий между школами и вузами в естественно-научном сегменте, внедрению онлайн-платформ с материалами для изучения и системы мотиваций для обучающихся с целью повышения интереса.

Участники дискуссионной площадки № 2 – «Практика эффективного некоммерческого взаимодействия общеобразовательных учреждений, университетов и предприятий в рамках Метрологического образовательного кластера» – узнали о лучших практиках профориентации детей на инженерную специальность (метрологию). В выступлениях были представлены реальный опыт и организация работы, методика; описаны различные мероприятия, прошедшие в рамках Кластера.

«Основная задача нынешнего предпрофессионального образования, начиная непосредственно с начальной школы – подготовка учащихся к жизни в условиях инновационной экономики в рамках пятого технологического уклада», – отметила Елена Лукичева, заведующий кафедрой естественно-научного, математического образования и информатики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Антон Пронин, генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института метрологии имени Д. И. Менделеева обратил внимание присутствующих на то, что «идеология знакомства с метрологией, реализуемая в Метрологическом кластере, предполагает стремление пробудить интерес к метрологии у всех детей и подростков, а тем, кто реально заинтересовался – дать возможность как можно раньше получить практические навыки, правильно выбрать вуз и работу после вуза».

На дискуссионной площадке № 3 – «Обновление технологий обучения по предметам естественно-научного цикла с использованием элементов сетевого обучения для обеспечения качества образования» – были рассмотрены подходы к объединению педагогов на основе совместных научных интересов в области естественно-научного образования. Участники площадки представили свои научно-методические исследования, нашли возможности для сотрудничества с коллегами. Валентина Галеева, педагог-психолог лицея № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга, сформулировала задачи, которые стоят перед педагогом-психологом во время образовательного каникулярия: знакомство учащихся, создание благоприятной атмосферы, сопровождение участников каникулярия, каждодневный мониторинг настроения в конце рабочего дня и так далее.

Участники дискуссионной площадки № 4 – «Командная стратегия подготовки медиков» – обсудили вопросы, связанные с практикой предпрофессиональной подготовки учащихся школ к выбору профессий медицинской направленности, проблемы адаптации старшеклассников в процессе их перехода с одной образовательной ступени на другую (школа - вуз) и аспекты готовности выпускника к осознанному жизненному самоопределению и профессиональному выбору. Елена Богородицкая, директор школы № 327 Невского района Санкт-Петербурга сформулировала главные задачи деятельности по профориентации старшеклассников: сформировать положительное отношение к труду, научить разбираться в содержании профессиональной деятельности, соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Конференция была организована Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербургским государственным химико-фармацевтическим университетом, Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологии имени Д. И. Менделеева, лицеем № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга, школой № 327 Невского района Санкт-Петербурга.

Видеозапись пленарного заседании и дискуссионной площадки № 2.

Видеозапись дискуссионной площадки № 1.

Справочно

Петербургский образовательный форум проводится с 2010 года, с 2017 года – в международном статусе.

XIII Петербургский международный образовательный форум пройдёт с 27 по 31 марта 2023 года.

Организатор форума – Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, оператор – Центр регионального и международного сотрудничества.

Программа форума включает 12 тематических треков, более 400 образовательных событий. Основная тема дискуссий – обсуждение новых реалий современного образования, первостепенная роль учителя и наставника в системе образования.