Завершился Московский международный Салон образования

605 городов из всех регионов России, 65 стран, 78 000 онлайн-участников, 7 000 посетителей на площадке «Крокус Экспо». За три дня работы Московского международного Салона образования (ММСО 2021) с 6 по 8 октября на площадке выставочного центра «Крокус Экспо» и коммуникационной digital-платформе «ММСО.Коннект» прошла выставка современных технологических решений в сфере образования и состоялось более 250 сессий в рамках деловой программы.

В мероприятии приняли участие руководители органов федеральной и региональной исполнительной власти, представители бизнеса, ректоры столичных и региональных вузов и колледжей, учителя и директора государственных и частных образовательных учреждений, школьники средних и старших классов, абитуриенты, студенты. Все участники ММСО 2021, посетившие мероприятие лично, подчеркнули важность живого общения в офлайн-формате и теплую атмосферу, которая чувствовалась в каждой дискуссии деловой программы и нетворкинг-встречах. Своими взглядами об изменениях в сфере образования с аудиторией Салона образования поделились представители власти и ведущие эксперты.

В рамках пленарной сессии, открывшей 6 октября работу Салона образования, директор АНО ММСО Максим Казарновский зачитал приветственное письмо министра просвещения РФ Сергея Кравцова.

«Важным для системы образования стало создание цифровой образовательной среды, но это не замена и не аналог традиционного обучения. Задача цифровой образовательной среды – расширение возможностей традиционных занятий в помощь учителю, ученику и родителю», – отметил Сергей Кравцов.

Именно гибридный формат позволил педагогам и ученикам во время пандемии не выпасть из образовательного процесса. В качестве перспективы для гибридного формата эксперты называли проектную деятельность – именно в таком ключе возможно наиболее эффективное вовлечение учеников в процесс обучения. Кроме того, гибридный формат диктует необходимость в обучении информатике, и заниматься этим необходимо с раннего детства, считают специалисты.

Осознанию границ гибридной реальности в том или ином виде были посвящены практически все дискуссии на ММСО 2021. Поиск баланса между традиционными формами обучения и онлайн-форматами стал одной из важных тем для всех уровней образования.

«Когда офлайн вернулся, цифра никуда не ушла. Именно эта гибридная реальность стала предметом наших исследований, – отметил директор АНО ММСО Максим Казарновский на пленарной сессии «Условная свобода новой реальности», где обсуждали использование гибридных форматов обучения. – Попытка очертить границы этой новой реальности навела нас на понимание того, что пандемия дала некоторый глоток свободы всей системе образования, которой не было прежде. У педагога появилась возможность выбирать формы организации образовательного процесса, выбирать инструменты взаимодействия с учениками и родителями, появилась возможность по-разному строить управление образовательным процессом у директоров школ. Время хаоса прошло, и сейчас культурным кодом нашей новой действительности стала неопределенность».

Цифровым технологиям был посвящен целый ряд сессий, где эксперты обсуждали баланс между онлайн- и офлайн-форматами при работе с учениками всех уровней образования – от дошкольного до высшего, а также в области профессионального развития педагогов.

Эксперты признавали, что онлайн никогда не сможет полностью заменить традиционное обучение и атмосферу личного взаимодействия с наставниками и педагогами, живую работу в команде, поэтому диджитал становится новой не только образовательной, но цивилизационной парадигмой.

И здесь онлайн-форматы могут стать мотивирующим инструментом, повышающим вовлеченность детей в процесс обучения, а развитие цифровых технологий требует опытных кадров.

На ММСО 2021 шла речь о необходимости ранней профориентации старших школьников и студентов. Сами учащиеся отмечали, что в старшей школе все преподавание направлено на сдачу ЕГЭ, а профориентации время абсолютно не уделяется. Эксперты говорили, что не только нужно обязательно вводить такую практику, в том числе с помощью родителей учеников, которые зачастую обладают нужными компетенциями, но и расширять круг профессий для самоопределения учащихся, чтобы представить более широкую панораму возможностей.

Персонализация обучения – одна из актуальных тем для современного образования, которая касается не только общего, но и среднего и высшего образования. Важно, чтобы ученик и студент был активным участником формирования учебного процесса, в результате чего он будет успешен не только в академическом плане, но и получит необходимые «мягкие» навыки.

Децентрализация высшего образования не случайно оказалась в фокусе профессионального сообщества на ММСО 2021. Развитие региональных вузов сейчас поддерживается на государственном уровне. Но и сами учебные заведения активно конкурируют друг с другом и зарубежными институциями путем внедрения новых специализаций и подготовки кадров под конкретные требования работодателей.

Для успешного трудоустройства важно развивать не только профессиональные компетенции, но и надпрофессиональные навыки (soft skills), чтобы повысить их конкурентоспособность на рынке труда, отмечали эксперты. Одним из ключевых специалисты называли коммуникацию – не только как важный личностный навык для студентов высших и средних учебных заведений, но как ключевой для успешного взаимодействия университетов и предприятий в целях подготовки кадров с релевантными качествами. В целях развития «мягких» навыков у студентов по всей стране на базе вузов создаются «Центры компетенций».

Поднимался вопрос междисциплинарности в образовательном процессе – как в общем образовании, где такой подход поможет сформировать у учеников цельную картину мира, так и в профессиональном – для развития учителей, личностному росту которых необходимо уделять больше внимания. Говоря о дополнительном профессиональном образовании, в том числе педагогическом, эксперты отмечали важность повышения цифровой грамотности специалистов, борьбы с выгоранием и работе с мотивацией. Педагогам в этом может помочь профессиональное сообщество, потому что такое развитие невозможно вне профессиональной среды.

Все трансляции сессий в рамках деловой программы доступны на сайте Московского международного Салона образования (ММСО 2021) https://online.mmco-expo.ru после регистрации.

Справочно

Московский международный Салон образования (ММСО) — открытый форум и самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. Организаторами ММСО, который проводится ежегодно в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации, выступают Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации.

Источник: программная дирекция Московского международного салона образования.