14.04.2023

Гуманитарные практики в современном гимназическом образовании обсуждали на шести площадках

Работа ХVIII Всероссийской конференции Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга «Гуманитарные практики и методы в современном гимназическом образовании», которая была организована в рамках XIII Петербургского международного образовательного форума, велась одновременно на площадках шести гимназий Северной столицы.

Во Второй Санкт-Петербургской Гимназии прошёл практикум «Педагогические технологии формирования читательской грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций в рамках гимназического образования». Участники ознакомились с технологиями формирования функциональной грамотности школьников.

В рамках пленарного заседания коллеги обсудили действенные практические стратегии развития читательской грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций современных школьников. Проректор по учебной работе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Симона Петрова рассказала о том, как образовательная система может ответить на вызовы времени через междисциплинарность и диалоговость образования.

В гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга была организована площадка по теме «Организация внеурочной деятельности в гимназическом образовании: вызовы и эффективные образовательные практики». Профессиональное общение было посвящено анализу проблем организации внеурочной деятельности в условиях обновления содержания образования, поиску управленческих решений в области выбора эффективных форм организации внеурочной работы.

На пленарном заседании выступили ведущие учёные: научный сотрудник Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ Борис Куприянов и заведующий кафедрой педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Александр Шевелев.

В гимназии № 61 Выборгского района состоялась научно-практическая конференция «Влияние гуманитарных дисциплин на формирование личности ученика в условиях современной гимназии».

В рамках мероприятия работали четыре секции: «Проблемы воспитания духовно-нравственных ценностей в современном обществе», «Теория и методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в гимназии», «Формирование навыков межкультурной коммуникации на уроках иностранных языков и во внеурочной деятельности», «Роль учебного проекта в формировании личности гимназиста». Далее в формате мастер-классов были представлены лучшие практики преподавания гуманитарных дисциплин в контексте воспитательных задач современного образования.

В гимназии № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга вела работу площадка «Стратегия формирования понятийного аппарата учеников начальной школы средствами читательской грамотности». Вопросы по теме встречи участники обсудили на пленарном заседании и на трёх секциях: «Библиотека школьника и школьник в библиотеке», «Художественный текст на уроках и за их пределами», «Учебный текст в начальной школе», «Читай не хочу (ученик – родитель – книга)».

В гимназии № 261 Кировского района Санкт-Петербурга участники площадки обсудили тему «Интеграция традиционных духовно-нравственных ценностей как смысловая доминанта современного образовательного процесса в начальной школе». На пленарном заседании шла речь о формировании духовно-нравственных ценностей ребенка через систему национально-патриотических мероприятий в начальной школе. В ходе практикумов и мастер-классов аудитория ознакомилась с разработками и творческими проектами по сохранению уникальности русского языка, исторической памяти и самобытности многонационального народа. Участникам был презентован опыт совместной работы школы и семьи по укреплению традиционных семейных ценностей.

В гимназии № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга вела работу площадка «Идеи междисциплинарного взаимодействия на методологическим уровне. Учебный предмет “Индивидуальный проект”: роль, место и функции в современном образовательном процессе».

На пленарном заседании выступили директор Второй Санкт-Петербургской Гимназии, председатель ПОО «Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга» Людмила Мардер, директор гимназии № 271 Елена Сурыгина, заведущий кафедрой начального, основного и среднего общего образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Ирина Муштавинская, научный руководитель гимназии № 271, доцент РГПУ имени А.И. Герцена Борис Комаров.

Справочно

Петербургский образовательный форум проводится с 2010 года, с 2017 года – в международном статусе.

Организатор форума – Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, оператор – Центр регионального и международного сотрудничества.

XIII Петербургский международный образовательный форум проходил с 27 по 31 марта 2023 года.

Программа форума включала 12 тематических треков, более 400 образовательных событий. Основной темой дискуссии стало обсуждение новых реалий современного образования, первостепенная роль учителя и наставника в системе образования.

Источник: СПб АППО.

Фото: Вторая Санкт-Петербургская Гимназия, гимназия № 49 Приморского района, гимназия № 61 Выборгского района, гимназия № 261 Кировского района, гимназия № 271 Красносельского района.