03.09.2021

Ирина Кахиани: «Конкурс „Учитель года“ — это тренировка своих сил, опыт сражения и надежда на победу»

Меньше месяца осталось до старта федерального этапа конкурса «Учитель года России — 2021». Он пройдет в Ростовской области с 23 сентября по 4 октября этого года. В ожидании главного профессионального педагогического состязания «Дайджест петербургского образования» продолжает знакомить читателей с «учителями года» Северной столицы разных лет.

Ирина Алексеевна Кахиани — директор средней школы № 318 с углубленным изучением итальянского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В 2004 году она стала победителем Конкурса педагогических достижений в номинации «Учитель года». Ирина Алексеевна награждена знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» и премией Правительства Санкт-Петербурга.

— Ирина Алексеевна, какие «уроки» Вы получили, готовясь к конкурсу?

— Подготовка к конкурсу — это прежде всего возможность осмыслить то, чего ты уже смог достичь и куда хотел бы двигаться дальше в своей профессиональной деятельности.

— Какие «уроки» Вы получили на самом конкурсе, что «привезли» с конкурса для себя? Для педагогического коллектива?

— Что я приобрела? Как участница я могла видеть опыт других учителей, хотя один урок не может передать весь опыт, тем не менее он может вдохновить на дальнейшее творчество.

— Продолжите фразу: «Конкурс „Учитель года“ — это…».

— …тренировка своих сил, опыт сражения и надежда на победу.

— В чем секрет Вашей победы: сформулируйте его как можно более лаконично (по возможности – некоей формулой).

— Я ни в коей мере не думаю, что я лучше других, ничем не отличаюсь от коллег. Таков у нас уровень работы, что, оглядываясь, не вижу, в чем моя заслуга: так же работают соседка справа и соседка слева. Просто я человек эмоциональный и мобильный, меня легко расшевелить. Если на районном этапе всё прошло отлично, то в преддверии городского конкурса, когда я увидела учителей, то сразу подумала: «даже в десятку не войду». Там такие асы, такие подвижники были! Но у меня есть одно качество — перед каждым мероприятием волнуюсь до смерти, но если начну, то, как говорили Ильф и Петров, «Остапа понесло». Когда в городе я давала открытый урок в одной из лучших гимназий – Академической гимназии № 56, в горле пересохло, думала — ничего не смогу, но на первой минуте «понесло», а на третьей я поняла, что комиссия работает вместе с детьми. А когда чувствуешь эту отдачу, то сил прибавляется. Впрочем, всё равно моя победа — это чудо, удачное расположение звезд на небе.

— Согласны ли Вы с утверждением: «Несмотря на то, что конкурс – „личное первенство“ учителя, в его успехе (победе) значительную роль играют и другие люди»? Если согласны, то назовите тех, кто причастен к Вашей победе.

— Бесспорно, я горжусь тем, что работаю в коллективе единомышленников и увлеченных учителей. Особые слова благодарности хочется сказать Алле Анатольевне Фоминой — не только за техническую поддержку, но и за душевную щедрость.

— Какой главный критерий лично Вы определили бы, чтобы назвать учителя – «Учителем года», лучшим из лучших?

— Прежде всего я хочу сказать: учитель, идущий на конкурс, должен, безусловно, обладать харизмой. Он должен уметь показать себя. Не только работу, но и то, что за ней — приоткрыть себя как личность. Это должен быть неординарно мыслящий человек, мобильно реагирующий на изменения в обществе и образовательном процессе, обладающий чувством юмора, которое способно заставить улыбнуться самого серьёзного человека.

— Что дает конкурсное движение развитию образования в России?

— Повышает престиж и значимость профессии «учитель», позволяет предвидеть тенденции изменений в российском образовании.

Справочно

За более чем 30-летнюю историю Всероссийский конкурс «Учитель года России» зарекомендовал себя как самое масштабное состязание профессионального мастерства среди учителей. Ежегодно он собирает более 100 тысяч педагогов-участников, объединяя всё больше творческих педагогов и формируя представительное экспертное сообщество.

Учредители Всероссийского конкурса «Учитель года России» — Минпросвещения России, Общероссийский Профсоюз образования и АО «Издательский дом «Учительская газета».

Подготовлено по материалам сборника «Номинация „Учитель года“ конкурса педагогических достижений 1992-2017. История в лицах».