30.03.2023

«Лингвокультурологический аспект коммуникативного поведения русскоязычных собеседников» – тема научного семинара

В рамках Дней науки и практики в Герценовском университете прошёл научный семинар, посвященный важности учета лингвокультурологического аспекта коммуникативного поведения русскоязычных собеседников для эффективного межкультурного диалога. Образовательное событие было включено в программу XIII Петербургского международного образовательного форума и носило практико-ориентированный характер.

Спикером семинара выступила кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения иностранным языкам института иностранных языков РГПУ им. А.И. Герцена Виктория Горбанева.

В рамках семинара были рассмотрены ситуации реального межкультурного общения, иллюстрирующие непонимание между русскоязычными собеседниками и иноязычными визави, обусловленное незнанием культурных норм русскоязычных собеседников, определяющих приемлемость или недопустимость норм коммуникативного поведения, как в ситуациях повседневного общения, так и в профессиональной и деловой сферах.

Любопытные примеры из реальных жизненных межкультурных ситуаций наглядным образом проиллюстрировали и подкрепили научные положения о том, что эффективность и успех взаимодействия с иноязычными визави предопределена не только и не столько лингвистической корректностью иностранного языка, а сколько знанием особенностей не только иноязычной культуры, но и своей собственной родной культуры.

Участники семинара на конкретных примерах рассмотрели различные экстралингвистические факторы, обусловленные социокультурной спецификой представителей русской культуры, влияющие коренным образом на результат межкультурного взаимодействия, и определяющие приемлемость или недопустимость норм межкультурного общения.

В ходе семинара были представлены и проанализированы причины общепринятых ответов на вопрос «Как дела?», приведены любопытные примеры ошибочного «прочтения» коммуникативного намерения» русскоязычного собеседника в коммуникативных ситуациях “Приглашение”, “Поздравление с праздниками”, “Просьба о желании делать что-либо”, и, как следствие, иллюстрирующие непонимание между собеседниками из разных стран. Кроме этого, в рамках семинара были обсуждены социокультурные особенности русской культуры, являющиеся причинами совершения грамматических ошибок при изучении иностранных языков.

Подробным образом были рассмотрены основные характеристики русской культуры, определяющие этнокультурный стиль коммуникативного поведения представителей русской культуры.

Все слушатели семинара, среди которых были и преподаватели иностранных языков студентам из Азиатско-Тихоокеанского региона, отметили исключительную значимость семинара в контексте современных образовательных условий.

Светлана Коновалова, учитель английского языка школы № 398 Красносельского района Санкт-Петербурга и преподаватель кафедры английского языка для профессиональной коммуникации РГПУ им. А.И. Герцена, отметила особенную востребованность семинара в условиях преподавания английского языка студентам из Китая.

Справочно

Петербургский образовательный форум проводится с 2010 года, с 2017 года – в международном статусе. Организатор форума – Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, оператор – Центр регионального и международного сотрудничества.

XIII Петербургский международный образовательный форум проходил с 27 по 31 марта 2023 года. Программа форума включала 12 тематических треков, более 400 образовательных событий. Основной темой дискуссии стало обсуждение новых реалий современного образования, первостепенная роль учителя и наставника в системе образования.