03.04.2023

На форуме обсудили актуальные проблемы естественно-научного образования

В рамках XIII Петербургского международного образовательного была проведена IV Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы естественно-научного образования». К мероприятию присоединились более 300 человек из Санкт-Петербурга, Челябинска, Москвы, Новокузнецка, Екатеринбурга, Казани, Омска и других городов России.

Пленарное заседание и работа секций состоялись в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Участники обсудили вопросы междисциплинарного взаимодействия в системе непрерывного естественно-научного образования в ракурсе развития интегративного подхода, содержательные аспекты трансформации школьного естественно-научного образования.

«Осмысление модернизации российского образования в области естественно-научной подготовки школьников через призму интегративного подхода приводит к выявлению ряда этапов: разработка содержания интегрированных курсов естественно-научной направленности, обеспечение достижения функциональной грамотности обучающихся, реализация системы конвергентного образования», - отметила Ирина Алексашина, профессор кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО.

Вниманию присутствующих были представлены перспективные направления использования заданий, направленных на формирование естественно-научной грамотности и инженерного мышления в контексте современных проблем развития науки и технологий.

Работа секции № 1, «Грани естественно-научного образования на основе идей интеграции: учебный предмет «Естествознание» – функциональная грамотность – конвергентное образование», строилась вокруг представления передового педагогического опыта, связанного с особенностями методики преподавания интегрированного курса «Естествознание» в школе и СПО.

Участники секции № 2 – «Междисциплинарное взаимодействие в системе непрерывного естественно-научного образования» – обменялись мнениями о проблемах преподавания интегрированных естественно-научных дисциплин в школе и СПО, а также трансформации требований к подготовке учителей по естественно-научным предметам в педагогических вузах, обсудили подходы к формированию естественно-научной грамотности на разных ступенях непрерывного образования.

Второй день работы конференции проходил на базе опытно-экспериментальных площадок образовательных учреждений, где участники ознакомились с результативными практиками реализации инновационных педагогических идей:

  • мастер-классы «Интерактивные стратегии обучения предметам естественно-научного цикла с использованием высокотехнологичного оборудования школьного Кванториума» (гимназия № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга);
  • семинар «Формирование культуры исследователя в процессе междисциплинарного взаимодействия в естественно-научном образовании» (гимназия № 261 Кировского района Санкт-Петербурга);
  • мастер-классы «Сопровождение раннего профессионального самоопределения детей в естественно-научной сфере: современные формы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования» (Дом детского творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга «Павловский»).

Организаторами конференции выступили: кафедра начального, основного и среднего общего образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кафедра физики космоса – базовая кафедра ИНАСАН Московского педагогического государственного университета, гимназия № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, гимназия № 261 Кировского района Санкт-Петербурга, Дом детского творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга «Павловский».

Справочно

Петербургский образовательный форум проводится с 2010 года, с 2017 года – в международном статусе.

XIII Петербургский международный образовательный форум пройдёт с 27 по 31 марта 2023 года.

Организатор форума – Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, оператор – Центр регионального и международного сотрудничества.

Программа форума включает 12 тематических треков, более 400 образовательных событий. Основная тема дискуссий – обсуждение новых реалий современного образования, первостепенная роль учителя и наставника в системе образования.