25.03.2021

Очный и дистанционный формат обучения: позиция учителя и ученика

24 марта в рамках Петербургского международного образовательного форума на площадке школы № 564 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга состоялся семинар «Очный и дистанционный формат обучения: позиция учителя и ученика. Взгляд в будущее».

Работа дискуссионной площадки была посвящена анализу опыта организации дистанционного обучения, его возможностей для очного формата образования и перспективах развития школы в ближайшем будущем.

Е. А. Перова в своем выступлении рассказала о возможностях совмещения on-line и off-line форматов обучения. По ее мнению, разработанная система способствует повышению эффективности организации образовательного процесса посредством вовлечения отсутствующих на уроке детей в реальный урок с помощью интернет-технологий.

О том, каким образом технологии дистанционного образования могут способствовать повышению дифференциации образования и организации образовательного процесса для разных групп учащихся, выступили О. Б. Акимова и М. В. Григорьева-Голубева.

Особенностям работы с одаренными детьми было посвящено выступление М. В. Чистяковой. Она подчеркнула, что эта группа учащихся нуждается в специально организованной образовательной среде. Специфика этой среды была раскрыта в видеоролике, снятом для площадки форума.

Как показывает изучение мнения учителей, особые трудности при дистанционном образовании вызывает этап проверки и оценивания работ учащихся. Свой взгляд на этот вопрос представил В. В. Григорьев, раскрыв особенности технологии автоматизированного составления индивидуальных тестовых работ и их оценивание в рамках любого формата обучения.

Новым элементом школьного образования является подготовка учащимися индивидуальных проектов. Опыту работы по этому направлению были посвящены доклады В. В. Куликова, А. В. Тарасовой и А. В. Мирошевской. В докладе В. В. Куликова и А. В. Тарасовой были раскрыты особенности сопровождения и консультационной поддержки детей при создании индивидуальных проектов. Спикеры подчеркнули, что особую роль при этом играют именно дистанционные технологии, потому что благодаря им становится возможной постоянная консультационная поддержка учащихся. А. В. Мирошевская рассказала о возможностях партнерского взаимодействия при организации проектной деятельности школьников.

Серьезные трудности в условиях пандемии испытала организация воспитательной работы на уровне общешкольных дел. Однако педагогическому коллективу школы удалось разработать механизмы организации этих мероприятий посредством дистанционных технологий. Опыт данной работы раскрыл в своем выступлении А. И. Измайлов.

По мнению М. Ю. Богданова, условия пандемии способствовали установлению более тесных контактов с родителями учащихся. В своем выступлении он рассказал о специфики этой работы с привлечением различных интернет-ресурсов. Благодаря им школе удалось провести все родительские собрания, организовать консультационную помощь родителям, реализовать работу общешкольного родительского чата.

Новые условия работы предъявили новые требования к уровню подготовки учителей. Н. Ю. Сосунова проанализировала затруднения учителей при организации дистанционного образования и рассказала о перспективах развития системы повышения квалификации педагогов.

Во время предварительной работы по подготовке дискуссионной площадке, в школе была проведена серия исследований по изучению мнения всех категорий субъектов образования. Анализ этих данных представили Е. В. Снетова и Е. В. Семина. Спикеры подчеркнули особую роль педагогов и фактора взаимодействия учителя и учащихся при организации дистанционного образования, возрастании имиджа школы в глазах учащихся и их родителей.

Заключительное выступление Н. Л. Корсаковой было посвящено перспективам развития школы в постпандемическую эпоху, анализу того, что из вновь приобретенного опыта может обогатить образовательную систему школы.

Кроме того, по основной теме площадки были представлены видео с мнениями представителей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, общественных организаций, учреждений культуры и бизнес-структур.

Во время работы дискуссионной площадки в комментариях к трансляции участники мероприятия задавали вопросы и делились своими мнениями по озвученным вопросам.

Запись трансляции семинара

Справочно

С 19 по 29 марта 2021 года в рамках XI Петербургского международного образовательного форума пройдёт около 300 мероприятий. Участников ждут конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, дискуссионные площадки, форсайт-сессии, педагогические олимпиады, конкурсы, квесты, презентации. Подробная программа доступна на сайте форума.