29.03.2022

Петербургские школьники представили свои исследования в формате TED

Как спасти озера от загрязнения, мотивировать людей сдавать мусор и переработать солнечные батареи? Что и в каких объемах читают школьники, велика ли разница между музыкальными предпочтениями молодого и старшего поколений, газетой и телеграм-каналом, как сохранить историческую память? Школьники представили свои исследования 28 марта на конференции, которая стала заключительным этапом социально-ориентированного конкурса «Василеостровские TED-чтения. Новый формат».

Организаторами конкурса выступили Информационно-методический центр Василеостровского района Санкт-Петербурга и Центр регионального и международного сотрудничества.

В финал вышли 11 участников – индивидуально и в командах.

Учащийся 10 класса школы № 4 имени Жака-Ива Кусто Петр Иванов представил проект по переработке солнечных панелей. Он предлагает воспользоваться способностью кремния реагировать с фтороводородом. При этом плавиковая кислота не будет взаимодействовать с металлами, которыми легируют кремний для создания солнечных батарей. Проблемы других полупроводников в составе панелей, помимо кремния, в условиях реакции тоже решаемы, считает исследователь.

Кстати, это не единственный проект Петра. Вместе с командой он изучает свойства пивной дробины, предлагая смешивать ее с активированным углем, чтобы стабилизировать pH в водных фильтрах без использования дорогих съемных картриджей.

Ученица 10 класса школы № 2 Ирина Соломонова выступила с проектом «Оценки состояния озера Осиновское Приозерского района Ленинградской области по содержанию биогенных соединений и растворенного кислорода в воде». Девушка обратила внимание, что в последние годы жители поселка Орехово начали активно жаловаться в различные инстанции на обильное цветение воды, уменьшение улова и визуальное изменение озера. Она предположила, что все вышеперечисленное связано с возможной эвтрофикацией озера, то есть процессом ухудшения качества воды из-за избыточного поступления в водоем так называемых «биогенных элементов», в первую очередь соединений азота и фосфора.

Ученик школы № 18 Марк Горбунов сфокусировался на раздельном сборе мусора на Васильевском острове. Исследователя обеспокоит, что ученые Института озероведения РАН нашли частицы микропластика в каждом отобранном литре воды из Ладожского озера, с побережья Финского залива и Невской губы. Еще пример – в Краснодарском крае недавняя экспедиция Гринписа России обнаружила на 100‑метровом отрезке береговой линии Азовского моря 1 800 бутылок. Как и в случае с солнечными батареями, увеличение количества пластиковых отходов грозит экологическими проблемами. Марк решил создать сервис, который вдохновит людей выстраивать разумное потребление товаров и сортировать отходы.

«Я был в Литве, в Паланге, и видел впечатляющий результат раздельного сбора мусора и его сдачи в специальные пункты приемки, – говорит Марк. – Стоимость пластиковой, металлической, стеклянной тары была включена отдельной строкой в чек на товары. После сдачи тары на пункте имеется возможность в магазине получить обратно деньги за пустую тару. Я общался с местными жителями, и они подтвердили, что данная идея позволила стране в очень короткие сроки полностью решить проблему мусора на улицах страны».

Экология – не единственный предмет исследования современных школьников. Ученицы 10-ого, 8-ого и 4-ого классов гимназии № 24 Елизавета, Екатерина и Маргарита Лебединские решили разобраться – как изменились литературные предпочтения школьников за последние 7 лет.

Выступления школьников смотрите в записи трансляции конференции «Василеостровские TED-чтения. Новый формат».

Источник: пресс-служба Петербургского международного образовательного форума.