25.03.2021

Представили проект «ТЕТРИС» по профилактике отклоняющегося поведения у подростков

24 марта в рамках Петербургского международного образовательного форума на базе школы № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга состоялся семинар-практикум и серия мастер-классов по распространению опыта реализации проекта «ТеТРиС. Школа как Территория Творчества, Развития и Свободы», направленного на формирование позитивных моделей поведения и профилактику отклоняющегося поведения у подростков и выполненного в рамках гранта Министерства просвещения.

Очно на мероприятии присутствовало 50 человек и более 300 смотрело трансляцию на канале YouTube.

Пленарная часть началась с программного выступления кандидата педагогических наук, доцента кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена Валентина Николаевича Вовка по теме «Структура репертуара поведения подростка как проблема исследования в современной психолого-педагогической науке». Поднимался вопрос формирования позитивных моделей поведения у подростков, в том числе у подростков с проблемами в развитии. Интересным показалось сравнение с американской системой образования (система школы полного дня, открытость школы для родителей, сниженные требования к образовательным стандартам).

Продолжила выступления заведующая кризисно-профилактической службы СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» Валентина Владимировна Яковенко с докладом «О психологических особенностях суицидального поведения подростков семье и обществе». Были освещены причины суицидального поведения, факторы, провоцирующие такое поведение, приведена интересная статистика о соотношении суицидального поведения и групп здоровья.

Психолог-консультант, директор АНО ДПО Санкт-Петербургский институт психологического консультирования Марина Вениаминовна Архипова представила выступление по теме «Подросток в ситуации семейного кризиса: риски и ресурсы преодоления». Марина Вениаминовна поделилась исследованием по проблеме «отчужденного родителя» и дальнейших последствий этого синдрома для ребенка.

Доклады пленарной части очерчивали причины отклоняющегося поведения подростков, а пути решения предложила кандидат педагогических наук, директор школы № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Юлия Геннадьевна Елизарова, которая познакомила аудиторию с результатами проекта, направленного на профилактику отклоняющегося поведения. Проект «Тетрис» стал победителем конкурсного отбора на предоставление гранта из федерального бюджета.

Далее участникам было предложено поучаствовать в двух мастер-классах, относящихся к работе с детьми, и в двух мастер-классах, раскрывающих работу со взрослыми. Мастер-класс «Мастерская по формированию здорового образа жизни», который проводили завуч по учебно-воспитательной работе Наталья Алексеевна, Гутовская и учитель-логопед Ирина Викторовна Скворцова, был направлен на развитие когнитивного компонента социального поведения. А заведующий отделением дополнительного образования детей Артур Дмитриевич Журавлев на мастер-классе «От социальной проблемы к «большому искусству» показал, как работать с эмоциональной сферой подростка и с опорой на эту сферу личности помогать подростку самостоятельно выстраивать стратегию действий в кризисных ситуациях.

Учителя – Дарья Сергеевна Костюкова и Марина Алексеевна Степанова, социальный педагог Настасья Сергеевна Столярова («Лекторий: «С подростком на одном языке»), учителя – Екатерина Евгеньевна Григорьева и социальный педагог Настасья Сергеевна Столярова («Разговаривать с подростком. Как?») представили свой опыт работы с родителями и педагогами в современной образовательной среде. Красной нитью всех мастер-классов проходила идея ненасильственного общения, предложения позитивных моделей поведения и интеграции методов и технологий из других наук.

Пленарная часть семинара-практикума транслировалась на школьном канале Youtube. В ходе трансляции организаторы получили большое количество вопросов и пожеланий и планируют в начале следующего учебного года провести серию очных мастер-классов на актуальные темы.

Справочно

С 19 по 29 марта 2021 года в рамках XI Петербургского международного образовательного форума пройдёт около 300 мероприятий. Участников ждут конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, дискуссионные площадки, форсайт-сессии, педагогические олимпиады, конкурсы, квесты, презентации. Подробная программа доступна на сайте форума.