26.03.2021

Школа как образовательная среда для развития читательских практик

25 марта в рамках ХVI Всероссийской научно-практической гимназической конференции «Разносторонность гимназического образования как путь к личностным достижениям школьников» и XI Петербургского международного образовательного форума на площадке гимназии № 11 Василеостровского района Санкт-Петербурга состоялся семинар «Школа как образовательная среда для развития читательских практик».

В работе семинара очно и дистанционно приняли участие более 80 педагогов (из них 22 докладчика) из гимназий, лицеев и школ различных районов Санкт-Петербурга (Василеостровского, Фрунзенского, Приморского, Московского, Адмиралтейского, Выборгского, Невского, Кировского, Курортного, Центрального, Пушкинского, Петродворцового, Красносельского), педагоги из «Лингвистической гимназии» города Кирова, Вятской гуманитарной гимназии, Тверской гимназии № 10, педагоги из города Эспоо (Финляндия), а также представители РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, Союза писателей Санкт-Петербурга, ЦДПО «Альфа-Диалог».

На пленарном заседании по теме «Семейное чтение как способ формирования образовательной среды школы» выступила Свирина Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО, координатор ПОО «Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга». О чтении текстов культуры в процессе внеурочной деятельности рассказала Ядровская Елена Робертовна, доктор педагогических наук, директор АНО "ЦДПО-"АЛЬФА-ДИАЛОГ", профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ имени А.И. Герцена. Перспективы развития методики обучения чтению в современной образовательной среде обозначила Савельева Инна Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена.

В рамках семинара одновременно шла работа двух методических секций.

Секция 1 – «Развитие читательской компетенции на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».

Модераторы секции:

  • Зазнобина Татьяна Изевна, методист по русскому языку и литературе ГБОУ ППО ЦПК «Информационно-методический центр» Василеостровского района СПб, Заслуженный учитель, Отличник народного просвещения, Победитель конкурса лучших учителей России в рамках национального приоритетного проекта «Образование»;
  • Рогова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №24 имени И.А. Крылова Василеостровского района СПб, почетный работник воспитания и просвещения РФ, награждена нагрудным знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга»;
  • Попова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №11 Василеостровского района Санкт-Петербурга, лауреат районного конкурса педагогических достижений «Педагогическая команда», координатор площадки Всероссийской акции «Тотальный диктант».

Секция 2 – «Развитие читательской компетенции на иностранном языке в урочной и внеурочной деятельности».

Модераторы секции:

  • Константинова Светлана Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена, заместитель директора по УВР ГБОУ гимназии №11 Василеостровского района СПб;
  • Жигалева Валентина Юрьевна, учитель английского языка ГБОУ гимназии №11 Василеостровского района СПб, лауреат Всероссийского конкурса «Моя страна. Моя Россия», лауреат конкурса педагогических достижений в номинации «Молодые надежды».

Состоялся обмен опытом учителей русского языка и литературы, учителей иностранных языков, педагогов дополнительного образования и внеурочной деятельности.

На секциях педагоги получили возможность поделиться своим практическим опытом, были представлены эффективные педагогические практики развития читательской компетенции школьников и их применение в урочной и внеурочной деятельности. Педагоги поделились инновационным опытом повышения культуры чтения обучающихся в рамках ученических мастерских «Мастерская читателя» (чтение на английском языке).

Мастер-класс «От читателя к писателю: эффективные педагогические практики развития читательской компетенции школьников в рамках ученической мастерской «Мастерская слова»» провела Игнатова Анна Сергеевна, детский писатель, член Союза писателей Санкт-Петербурга.

Участники семинара дали высокую оценку как организации, так и содержанию семинара.

Видеоматериалы семинара

Справочно

С 19 по 29 марта 2021 года в рамках XI Петербургского международного образовательного форума пройдёт около 300 мероприятий. Участников ждут конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, дискуссионные площадки, форсайт-сессии, педагогические олимпиады, конкурсы, квесты, презентации. Подробная программа доступна на сайте форума.