09.08.2021

Татьяна Шмуренко: «Формула победы — творческий подход к любому делу»

Татьяна Николаевна Шмуренко — учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 318 с углублённым изучением итальянского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга, заслуженный учитель Российской Федерации, почетный работник общего образования РФ, лауреат премии Президента Российской Федерации.

В 2000 году Татьяна Николаевна стала победителем Конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга в номинации «Учитель года» и Лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России».

Татьяна Николаевна Шмуренко награждена Почётным знаком и премией «За успехи в деле гуманизации школы Санкт-Петербурга». В 2006 году она победила в конкурсе лучших учителей, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

— Татьяна Николаевна, какие «уроки» Вы получили, готовясь к конкурсу?

— Пришлось научиться самостоятельно собирать фильм-презентацию о себе на двух бытовых видеомагнитофонах, готовить открытые уроки практически экспромтом, так как желающих «набраться» опыта оказалось очень много (за год подготовки к конкурсу провела 12 открытых уроков и мероприятий) и проводить их под объективом видеокамеры. Самое главное — научилась проводить уроки «на чужих» детях разного возраста и разного уровня подготовки.

— Какие «уроки» получили на самом конкурсе? Что «привезли» с конкурса для себя? Для педколлектива?

— Таких «уроков» было много и очень разных. Многое было использовано в работе, но, к сожалению, конкретные факты, материалы забылись. Главный же урок — анализ собственной работы и работы коллектива.

— Продолжите фразу «Конкурс „Учитель года“ — это…».

— …Это возможность показать то, что ты умеешь и можешь коллегам, понимающим тебя и разделяющим во многом твои взгляды на школу и современную педагогику; обменяться опытом. А самое главное — это общение с замечательными, талантливыми педагогами из разных регионов. Это возможность узнать, чем «дышат» учителя далеко от столиц.

— В чём секрет Вашей победы (сформулируйте его как можно более лаконично, по возможности некоей формулой)?

— Формула победы — творческий подход к любому делу, к любой ситуации и желание не отступать и не сдаваться, как бы трудно не было.

— Согласны ли Вы с утверждением «Несмотря на то, что конкурс — „личное первенство“ учителя, в его успехе (победе) значительную роль играют и другие люди»? Если согласны, то назовите тех, кто был причастен к Вашей победе.

— С этим утверждением нельзя не согласиться — без поддержки и помощи коллег ничего бы не получилось. Это коллеги из школы № 351: завуч (французский язык) София Ефимовна Пухонто — психологическая поддержка, завуч Светлана Юрьевна Мельник — все видеосъёмки уроков; это мои ученики — учащиеся тех классов, в которых проводились открытые уроки и снимался кинофильм, впоследствии ставшие учителями нашей же школы.

— Какой главный критерий лично Вы определили бы, чтобы назвать педагога «Учителем года», лучшим из лучших?

— На мой взгляд, главный критерий — творчество плюс умение донести до ученика материал так, чтобы ученику захотелось «дойти до самой сути» и самому стать творцом.

Справочно

За более чем 30-летнюю историю Всероссийский конкурс «Учитель года России» зарекомендовал себя как самое масштабное состязание профессионального мастерства среди учителей. Ежегодно он собирает более 100 тысяч педагогов-участников, объединяя всё больше творческих педагогов и формируя представительное экспертное сообщество.

Учредители Всероссийского конкурса «Учитель года России» — Минпросвещения России, Общероссийский Профсоюз образования и АО «Издательский дом «Учительская газета».

Подготовлено по материалам сборника «Номинация „Учитель года“ конкурса педагогических достижений 1992-2017. История в лицах».