22.04.2020

Юрий Ээльмаа: «ММСО-онлайн: мы приняли вызов»

26 апреля начинает свою работу Московский международный салон образования. В 2020 году Салон впервые пройдёт в онлайн-формате. Накануне важнейшего события в сфере образования страны «Дайджест петербургского образования» беседует с первым проректором Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, куратором кластера «Общее образование» ММСО-2020 Юрием Владимировичем Ээльмаа.

— Юрий Владимирович, сегодня вся система образования столкнулась с непредсказуемым внешним раздражителем под названием «коронавирус». Даже школа, казалось бы, самый прочный институт, претерпевает изменения. От качества решений, которые будут предложены сегодня, зависит «завтра» и «послезавтра» школьного образования. Как, на Ваш взгляд, школа и система образования прожили апрель этого года?

На мой взгляд, довольно непросто. С одной стороны, информатизация (сегодня ее часто называют цифровизацией) длится у нас почти 35 лет, с другой, мы никогда не рассматривали компьютерные технологии как единственную, исключительную форму реализации образовательного процесса. И подготовиться — с технической, методической, организационной сторон — реально никто не успел. Поэтому первые дни апреля, когда стало понятно, что 6-го числа нужно выходить в деятельность, у многих было состояние, близкое к шоку. Но сегодня разные организации уже нашли адекватные для своего состояния способы работы в новых условиях, хотя сказать, что проблемы решены и ситуация устоялась, нельзя. Мы находимся на этапе поиска решений.

— Как Вы считаете, какие системные изменения неминуемо последуют за тем вызовом и опытом, которые школам пришлось прожить в связи с ситуацией, вызванной пандемией? Что в Вашем понимании основа конфигурации «ученик – семья»? В чем отличие от формулировки «ученик – учитель»?

Я думаю, что вне зависимости от того, как долго продлится карантин и несмотря на наш опыт профессиональной жизни в нем, школа сможет вынести из этого вызова (а это, несомненно, вызов) много нового. Новое всегда рождается с трудом, но от степени критичности ситуации зависит, в том числе, и количество обретений.

Попробую обозначить лишь некоторые моменты.

Первое. Мы много лет учили педагогов на курсах, делали конференции, семинары, круглые столы и другие мероприятия, но степень ИТ-готовности учителей изменялась медленно. За нынешний апрель люди освоили очень много, «спокойными» мерами мы бы этого уровня не достигли еще многие и многие годы.

Второе. Педагоги столкнулись с тем, что прямое, механическое перенесение в дистант наших привычных форматов деятельности оказывается чрезвычайно трудным, а иногда и невозможным. По сути, мы впервые столкнулись в такой массовой практике с так называемой цифровой педагогикой. Я вижу сегодня в социальных сетях огромный педагогический рефлексивный след практиков, его концентрация очень сильна. Люди пытаются «думать цифрой».

Третье. Мы резко столкнулись с огромными проблемами: как оценить образовательные результаты в дистанте, как управлять мотивацией и деятельностью учеников в этом формате, чем отличается дистант в начальной, средней и старшей школе? И у каждого урока появился цифровой след, открытая дверь, куда может сегодня и завтра заглянуть любой. Реально к этим вопросам развития мы бы подступились не скоро.

И четвертое. О семье. Если задуматься, мы впервые столкнулись с ситуацией, при которой родители окунулись в содержание образования: чему учат, как учат. Нет, они и раньше помогали с домашними заданиями, следили, чтобы ребенок ходил в школу, но столь глубокого погружения — постоянно присутствовать в процессе, помогать, а иногда и заменять учителя — такого никогда не было. Я уверен, что многие мотивированные родители после этого опыта не смогут вернуться в прежние рамки. Думаю, что запрос от общества к школе в перспективе станет более содержательным и жестким.

Есть и другие проблемы, но давайте пока на этом остановимся.

— Пару слов о том, почему Вы стали куратором кластера «Общее образование» на ММСО? Как мы понимаем, его обычно делает московская команда?

Я думаю, что сегодня нет понятия московская, питерская или владивостокская команда, если мы говорим о профессиональной деятельности. Количество форматов и инструментов взаимодействия вокруг нас настолько обширно, что вопрос «где человек физически находится?» оказывается совершенно вторичным. Я принимал участие в ММСО с 2015 года, в 2017-м был куратором небольшого кластера программы «Пятая четверть», посвященного детским лагерям (в то время я работал в Международном детском центре «Артек»), поэтому в этом году с интересом откликнулся на предложение дирекции ММСО стать куратором «школьного» кластера. Важно, что и со стороны дирекции есть желание содержательно расширить программу за счет новых лиц, новых имен, в том числе через усиление регионального компонента, в нашем случае — петербургского.

Для понимания, что такое Салон сегодня. Это однозначно самое крупное ежегодное профессиональное событие в системе образования страны. В этом году за 4 дня в онлайн-формате пройдет 276 событий в 17 кластерах и спецпроектах. Это 4 дня параллельных нон-стоп трансляций в 9 виртуальных залах (залы названы, как на очном ММСО, именами знаменитых педагогов: зал «Сухомлинский», зал «Песталоцци» и др.). В этих событиях принимают участие 688 ключевых спикеров по различным образовательным тематикам со всей страны.

— Можно несколько подробнее рассказать о работниках системы образования Санкт-Петербурга, принимающих участие в программе ММСО?

От Санкт-Петербурга в Салоне принимает участие 31 специалист. Это после Москвы и Московской области — самая массовая группа представителей из одного субъекта. И это только очное участие. Опыт петербургской образовательной системы будет представлен в кластерах: «Общее образование», «Дополнительное образование», в специальном проекте «ММСО регионы».

— Расскажите, пожалуйста, об архитектуре кластера «Общее образование», ведь для многих сегодня именно школьная тематика представляется актуальной.

Манифест кластера (документ, описывающий его тематику) можно увидеть по ссылке. Программа кластера также доступна на сайте Салона. События кластера пройдут в виртуальном зале «Ушинский».

При формировании программы мы придерживались следующих принципов.

Во-первых, центральной темой, естественно, стало дистанционное и онлайн-образование — с точки зрения управления, методических аспектов, вопросов оценки качества.

Во-вторых, спикерами являются как представители государственных образовательных организаций (от директора до педагога), так и сотрудники бизнес-структур, работающих в этом поле — между ними необходимы диалог и сотрудничество.

Наконец, в-третьих, мы старались в каждом событии спроектировать дискуссию, которая бы не приводила к однозначному решению и ответу на вопрос «как правильно?», а показывала бы различные возможные взгляды на проблему. Сегодня только формируется профессиональная картина мира в отношении новой реальности, в которую мы попали, и Салон проходит спустя неполный месяц нашего пребывания в этой реальности. Здесь важно формировать контекст и различные взгляды.

— В этом году мероприятия Деловой программы Московского международного салона образования пройдут в новом формате. В онлайн-среде будет переведено, как Вы сказали, 276 мероприятий разных форматов, в которых примут участие эксперты и спикеры сферы образования России, представители государственных институтов и деловых кругов. Как Вы считаете, насколько эффективной может быть такая работа?

Если в реальность системы образования прилетел такой «черный лебедь», как пандемия, то нужно учиться жить в предлагаемых условиях. Самым простым выходом, конечно, было бы отменить проведение Салона в этом году, тем более что раньше, честно говоря, опыта проведения столь масштабных сетевых событий у команды ММСО не было. Но я повторю: это вызов, который можно было или проигнорировать, или принять. Мы выбрали второе. Думаю, что, во-первых, для огромного количества участников и посетителей это будет очень интересным действием, а во-вторых, управление таким масштабным мероприятием позволит получить уникальный опыт и сформировать содержательный цифровой след.

— И в заключение нашего разговора: как стать посетителем ММСО?

Очень просто. Основная программа пройдет с 26 по 29 апреля на сайте Салона. Для участия необходимо зарегистрироваться и изучить программу (после регистрации пользователю доступен личный кабинет, в котором он сможет из интересующих его событий «собрать» свой маршрут). В эти дни с 9:00 до 17:00 можно стать зрителем и участником мероприятий программы. Приходите — будет интересно!

Программа салона
Регистрация