О подготовке «инженеров детского счастья» – вожатых – говорили за круглым столом

«Вожатый – это инженер счастья, того детского счастья, через которое проходит ребенок, попадая в лагерь», – такая метафора прозвучала в Школе № 619 во время проведения круглого стола «Сегодня – вожатый, завтра – педагог».

Встреча проходила в рамках деловой программы регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы», где уже прошли соревнования по компетенции «Вожатская деятельность». Речь шла не только об итогах чемпионата, но о подготовке вожатских и педагогических кадров в целом.

«Нам всем очень хочется, чтобы педагогическая профессия и вожатство были востребованы среди молодежи. При этом работа вожатого требует самых разнообразных практических умений: она строится на широкой эрудиции, знании основ воспитания, управления процессом развития личности ребенка и детского коллектива и, конечно, знания о детской психологии», - начала разговор модератор встречи – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Школы № 619 Марина Нечаева.

О проектах «Включатель лета», «Буду вожатым» и других программах РГПУ им А.И. Герцена, направленных на подготовку вожатых, на встрече рассказала начальник управления межрегионального сотрудничества педагогического университета, кандидат педагогических наук Елена Спасская.

«80% наших выпускников остается в педагогической профессии. В профессии вожатого – меньше. Принято считать, что вожатый - работа только для молодых. Но, мне кажется, что возраст — это не критерий. В любой деятельности определяющей является личность человека, его мотивация и профессиональные компетенции. Поэтому, если мы будем проводить дальнейшую работу по мотивации и поддержке юных специалистов вожатского дела, и среди вожатых в профессии будет оставаться больше», - отметила Елена Борисовна.

Сегодня вожатские и педагогические кадры готовят не только вузы и колледжи – профориентация начинается уже в школе, где появляются профильные психолого-педагогические классы. Работает Школа вожатых и в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных. В помощь старшеклассникам выпускают даже специальные учебники. Кандидат психологических наук, доцент Института педагогики СПбГУ Анастасия Азбель представила участникам круглого стола учебное пособие «Основы педагогики и психологии». «По сути, наша главная задача – через этот учебник научить человека быть самому себе учителем», - отметила спикер.

Кроме теории, юных педагогам нужна и практика. Об этом за круглым столом говорили многие.

«Те навыки, которые получили сегодняшние участники чемпионата, очень пригодятся для развития их талантов и способностей. Все пять команд, которые принимали участие в чемпионате в компетенции «Вожатская деятельность» - очень яркие, очень дружные, очень интересные ребята. Они надолго запомнят этот опыт, в будущем кто-то из них точно станет вожатым. Но если будет возможность в рамках подготовки к чемпионату на будущий год отправить юниоров для тренировки в погружения на настоящие краткосрочные лагерные смены, это будет очень здорово», - предложила главный эксперт площадки «Вожатская деятельность», заместитель директора по воспитательной работе Школы № 619 Юлия Карниевич.

Все участники круглого стола идею поддержали, а также говорили о сетевом взаимодействии.

Например, в планах Некрасовского педагогического колледжа №1 на будущий учебный год – поддержка юниорской линейки по всем компетенциям чемпионата «Профессионалы», которые связаны с образованием. Это и вожатская деятельность, и дополнительное образование, и преподавание иностранного языка онлайн, и многое другое. «Мы будем предоставлять консультации участникам юниорской линейки, а также тренировочные площадки на базе колледжа», - сообщила Елена Лобашева, врио руководителя ресурсного центра «Психолого-педагогический класс как инструмент профессиональных проб школьников» Некрасовского педагогического колледжа.

Начать практику можно и в самой школе, предложив старшеклассникам проводить мероприятия с учениками младших классов. И это будет также хорошей тренировкой для ребят. О таком опыте рассказала заместитель директора школы № 47 имени Д.С. Лихачёва Елена Цимбалова: «Мы с вами понимаем, что, работая в классах психолого-педагогической направленности наша задача - максимально показать красоту нашей с вами профессии, причем не только через теоретические аспекты, но и через погружение в событийную педагогику. При этом в моей практике, все педагоги, прошедшие вожатство, - с чувством юмора, позитивно настроенные, верящие в профессию, любящие детей, ничего не боящиеся, - именно те, кто может за собой повести. Через вожатство можно прийти к тому настоящему педагогическому азарту, который у всех у нас, педагогов, должен присутствовать», - отметила Елена Юрьевна.

Справочно

Региональный этап Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и Чемпионата высоких технологий проходит в Санкт-Петербурге с 10 по 28 апреля. Более 1500 конкурсантов продемонстрируют профессиональные навыки и компетенции по специальностям ведущих отраслей экономики. Участники основной возрастной линейки соревнуются по 110 востребованным на рынке труда региона компетенциям, школьники в возрасте от 14 лет – по 83.

Информация об участии конкурсантов основной возрастной линейки в чемпионатном движении по профессиональному мастерству в Санкт-Петербурге размещается на сайте чемпионатного движения региона и в сообществе в соцсети «ВКонтакте», об участии юниоров – на сайте регионального оператора юниорского направления движения и в сообществе в соцсети «ВКонтакте».

Региональные чемпионаты проходят по всей России и завершатся 30 апреля. Победители в июне–июле этого года примут участие в отборочных соревнованиях за право участия в финале чемпионата, а также в итоговых соревнованиях по компетенциям, не вошедшим в финал.

Финал Чемпионата высоких технологий, в котором выявят сильнейших по восьми новым и перспективным компетенциям, пройдёт в Великом Новгороде с 11 по 15 сентября. Национальный финал Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» пройдёт в Санкт-Петербурге с 25 по 29 ноября, включив соревнования по наиболее массовым и востребованным компетенциям.

Информация и фото: Школа № 619.