05.05.2023

Подведены итоги Открытого Царскосельского форума школьной прессы, посвящённого Году педагога и наставника

В Пушкине снова появились гимназисты… В Год педагога и наставника организаторы Открытого Царскосельского форума школьной прессы решили оживить историю: Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга «вернулся в прошлое» и стал Императорской Николаевской Царскосельской гимназией, участники превратились в гимназистов, а педагоги — в классных дам и наставников.

Заочные конкурсы в рамках форума проходили в марте-апреле, очные мероприятия прошли в канун Первомая. Конкурсные испытания завершены, награды вручены, а организаторы подводят итоги журналистского марафона.

Всего в форуме приняли участие около 400 юных журналистов из 17 регионов России. В финал очного этапа прошли 8 команд из 3 регионов: газета «Из первых рук», студия мультимедийной журналистики «МультиVарка», «Винегрет», редакция газеты «ShuNewS», медиахолдинг «КоМедиа», журнал «ПИКСЕЛЬ» — из Санкт-Петербурга, а также газета «Переменка» из Челябинска и студия «Лабиринт +» из города Канска Красноярского края.

В Год педагога и наставника тему форума организаторы сформулировали как «ВЦентре — педагог». Черно-белый дресс-код был обязательным на очных мероприятиях форума. Организаторы постарались «приблизиться» к эпохе XIX века для того, чтобы участники смогли оказаться в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии и прочувствовать атмосферу того времени.

«Мы хотели задать тон мероприятия, поэтому постарались воссоздать образ учителей 19 века. Это строгие черно-белые платья с белыми воротничками у женщин, элементы костюмов той эпохи (бутоньерки, манишки, бабочки, жилеты) – у мужчин. Волонтеров мы также попросили соответствовать дресс-коду, и они с удовольствием откликнулись», – рассказала представитель оргкомитета форума Анна Попова. «Мы смотрели фотографии конца XIX века и думали, какой образ можем на себя примерить. Вдохновлялись образами педагогов той эпохи», – дополняет координатор форума Нафиса Бердыкулова.

В первый день, после церемонии открытия и инструктажа, конкурсанты отправились на лекции. Они посетили «урок истории» с заведующим Музеем Императорской Николаевской Царскосельской гимназии Татьяной Бровкиной, где услышали рассказ о жизни гимназистов XIX века. На «уроке французского языка» с педагогом Анной Томашевской ребята узнали, как можно поздороваться и представиться на французский манер. «Урок эстетики» для участников провела педагог Пушкинской студии журналистики Виолетта Данилова.

«Урок эстетики — это не только про то, как Вы себя ведёте и относитесь к окружающим, но и то, как Вы с ними общаетесь. Например, можно выразить чувства без слов, при помощи бутоньерки» — небольшого букета из цветов, который можно закрепить на одежде», — пояснила Виолетта Данилова.

Во дворе Николаевской гимназии прошел «урок фехтования». Началось все с физкультурной разминки, после чего ребятам предстояло узнать об истории возникновения фехтования, в частности, о том, что придумали его для того, чтобы защитить свою честь. Участникам поведали о том, как важно соблюдать правила благородного стиля в этом виде спорта. В противном случае, тех, кто вел себя вульгарно, выгоняли с поединка. «Фехтование — это искусство избегания уколов, не получая их», – рассказывает главный инструктор фехтовальной школы «Регио Мартиа» Петр Кнопф. Конкурсанты изучили основы фехтовальной практики и провели поединки. Никто не пострадал, ведь соблюдалась техника безопасности — на шпагах были наконечники. Остальное время участники выполняли свои конкурсные задания, за два дня им необходимо было создать сообщество в соцсети «ВКонтакте», посвященное теме форума и Николаевской гимназии.

События следующего дня для юных журналистов и их наставников стали неожиданностью, так как началась… революция. К черно-белому дресс-коду добавились красные повязки. А заведующая Музеем Императорской Николаевской Царскосельской гимназии Татьяна Бровкина провела лекцию под названием «I Единая трудовая Детскосельская школа I и II ступени», где юные журналисты узнали о судьбе Николаевской гимназии в годы революции, ведь октябрьский переворот 1917 года проходил прямо под окнами гимназии. Поскольку рядом с этим зданием располагался штаб восставших — ныне это Пушкинский Дом культуры — гимназистам приходилось буквально пробираться сквозь бунтующих, чтобы попасть на учебу!

После лекции конкурсантов ждало дополнительное задание. Редакции поделили на группы, первая создавала стенгазету, а вторая записывала аудиосообщение в стиле советского информбюро. Пока ребята выполняли задания, их педагоги и гости форума посетили мастер-класс по изготовлению исторической открытки и кинопоказ, на котором демонстрировались кадры дореволюционной России.

Так, за три дня форума юнкоры побывали в императорском, советском и современном учебном учреждениях. В третий день мероприятия им показали – что сейчас находится в здании, где раньше располагались Николаевская гимназия и Первая трудовая школа. Педагоги Центра детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга устроили для конкурсантов обзорные мастер-классы по робототехнике, 3D-печати и зондированию — науке, наблюдающей за поверхностью Земли с помощью космических аппаратов. Конкурсанты познакомились со спутниками и программами, попробовали предсказать погоду в Пушкине, посмотрели бал роботов и распечатали себе фирменные форумские брелоки.

Последняя лекция была посвящена драматургии журналистского материала в мультимедийных проектах и её составляющих, которую подготовила редактор-арбитр Всероссийского портала школьной прессы Ирина Орлова.

Завершающим и самым кульминационным моментом форума стала церемония награждения победителей, на которой огласили результаты работы юных журналистов и экспертной комиссии.

По каким критериям оценивал работы участников, рассказал один из членов жюри, руководитель старейшего российского журнала для старшеклассников «Пять углов» Сергей Грачев: «Для меня главный критерий: интересен ли мне этот материал? Он либо читается, либо нет. Можно написать материал правильно, но длинно, подробно, банальными мыслями и с очень низким коэффициентом новизны. Материал прежде всего должен захватывать внимание читателя. Если он этого не сделал, то спасибо, до свидания. Я не хотел подходить категорично к творческому процессу».

Победителями конкурса мультимедийных редакции XXI Открытого Царскосельского форума школьной прессы стали ребята из челябинской газеты «Переменка», второе место заняли воспитанники петербургской студии мультимедийной журналистики «МультиVарка», третье место тоже досталось ребятам из культурной столицы – медиахолдингу «КоМедиа».

«Форум замечательный. Я его просто обожаю. И город обожаю, здесь еда очень вкусная. Все замечательно! Если говорить об учителях, я считаю, что поднимать эту тему очень важно, потому что люди этой профессии остаются недооцененными. Для меня цели на форум 2023 — это новые знакомства и куча крутых гигабайтов фото и видео», – поделился Михаил Щелыкалин из Челябинска. «Форум очень интересный и эстетичный. Его фишка необычная, она позволяет узнать не только внешнюю историю этого места, но и как учились мои ровесники, примерить типаж поведения и атмосферу прошлого», – дополняет юного коллегу Мария Жукова (Челябинск).

Кроме команд победителей, был отмечен «Лучший волонтер», ведь большую часть работы по проведению мероприятия доверили детям. По результатам голосования победила Лиза Безуглова, воспитанница Пушкинской студии журналистики.

Справочно

Царскосельский форум школьной прессы проводится ежегодно и на протяжении уже многих лет собирает редакции детских и молодежных СМИ и юных журналистов из Санкт-Петербурга и других регионов России, а также из стран ближнего зарубежья.

Организаторами форума выступают Комитет по образованию, Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга, Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Подробная информация о форуме опубликована на сайте ЦДЮТТИТ Пушкинского района.

Новости и оперативная информация для участников размещаются в социальных сетях – в сообществе «ВКонтакте» и в телеграм-канале.

Источник: при подготовке материала использована статья Ксении Ухрянченко (Пушкинская студия журналистики).

Фото: Анна Попова, Артём Шурдуков, Ирина Грачева, Лиза Безуглова, Ульяна Маслова, Екатерина Никитова, Анастасия Воротягина.