«Наставники»: трилогия о жизни людей, преданных школе

2023 год Указом Президента РФ объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

Наставниками сегодняшних школьников становятся и педагоги, с которыми они вместе идут по ученической жизни, и люди, которые приходят в классы для того, чтобы передать ребятам свой профессиональный багаж знаний и опыта.

«Только общие дела могут создать школу, в которой интересно учиться, которая притягательна своими возможностями в раскрытии таланта ребят, в подготовке их ко взрослой жизни», - подчеркнул Владимир Путин, комментируя главную задачу Года педагога и наставника.

В рамках тематического года мы много пишем о наставничестве – о том, как оно развивается, какие требования предъявляет к наставникам современная жизнь, что ценят в своих учителях сами школьники.

Сегодня мы хотим рассказать вам три истории о наставниках. Они очень разные, при этом схожи в главном. Все наши герои пришли в школу по зову сердца, и стаж их наставнической деятельности исчисляется не строгой записью в трудовой книжке, а откликом, который они оставили в сердцах своих учеников. Быть наставником для этих людей – образ жизни и особенная миссия, а результатом их наставничества становятся реальные дела и большие победы – как их самих, так и их воспитанников.

История первая. Блокадный учитель Надежда Васильевна Строгонова

24 сентября 2023 года блокадному учителю, Почётному гражданину Санкт-Петербурга Надежде Васильевне Строгоновой исполнилось 103 года. С 1940 года и по сей день она остаётся Учителем с большой буквы, примером и гордостью педагогического сообщества.

«Вы рождены быть учителем. Я вас из школы не отпущу», – сказал ей директор буквально через три дня после начала ее работы с детьми. В блокаду Надежда Васильевна была учителем и спасителем для более чем 600 ленинградских детей, а после войны преподавала в младших классах.

Учителем она остаётся и по сей день, продолжая приходить в школы и рассказывать ученикам о героической истории нашей страны, передавая свой уникальный педагогический опыт по воспитанию детей современным учителям.

Надежда Васильевна стала инициатором установки памятной таблички на здании, где в блокаду фашистами была разбомблена школа и погибли учителя. Детей чудом удалось вывести вовремя и спасти. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов поддержал и второе предложение Надежды Васильевны – памятник Блокадному учителю появился в Соляном переулке.

В мае 2023 года решением Законодательного Собрания Санкт‑Петербурга Надежде Васильевне Строгоновой было присуждено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга. Самую высокую награду нашего города эта хрупкая женщина заслужила самоотверженным многолетним учительским трудом. К слову сказать, на благо города и страны сейчас трудится уже третье поколение, воспитанное блокадным учителем.

История вторая. Лидер школьников Павел Анатольевич Трошкеев

Директор гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района Санкт-Петербурга Павел Анатольевич Трошкеев создал и воспитывает в своем учреждении Команду лидеров из числа школьников. Проект направлен на опережающее развитие детей, генерирование и потенцирование их успешности. Вместе с директором-наставником ребята участвуют в различных конкурсах и проектах, добиваясь высоких результатов.

Гимназия «Земля и Вселенная» входит в топ-30 лучших школ России по результатам участия в масштабном всероссийском конкурсе «Большая перемена» и является обладателем гранта в размере 2 млн рублей на развитие образовательной среды. Самый массовый в Санкт-Петербурге клуб «Большой перемены» тоже функционирует на базе «Земли и Вселенной». А в сентябре 2022 года там открылась Региональная лига клубов «Большой перемены».

Примером для ребят является и сам «вожак» лидеров. В 2022 году Павел Анатольевич Трошкеев стал призёром Всероссийского профессионального конкурса «Директор года России», войдя в пятёрку лучших руководителей школ страны.

А еще школьники под руководством Павла Анатольевича учатся воплощать в реальность свои мечты. Сразу 11 участников Команды лидеров в 2023 году отправились в «Путешествие мечты». Уникальный образовательный маршрут по городам России – это их главный приз за победу во Всероссийском конкурсе «Большая Перемена», к которой они пришли вместе со своим наставником.

В рамках поездки школьники путешествовали по Кругобайкальской железной дороге, ходили на катерах по просторам Байкала. Одной из точек маршрута стал космодром «Восточный», где ребята создали сюжет – фрагмент большого фильма, который школьники снимали на протяжении всего пути.

История третья. Проектный наставник Ольга Александровна Масленникова

Директор по развитию Музея-макета «Петровская Акватория», старший преподаватель кафедры экономики и управления в сфере услуг Факультета сервиса, туризма и гостеприимства Санкт-Петербургского государственного экономического университета Ольга Александровна Масленникова в образовании – не «человек со стороны».

В 2019 году она стала абсолютным победителем Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». В конкурсе она участвовала как наставник проекта сетевого взаимодействия «Школа прошлого – школе будущего», который объединил школу № 163 Центрального района, Санкт-Петербургский городской центр детского технического творчества и Музей-макетом «Петровская Акватория».

В сезоне 2022 года Ольга Александровна стала наставником проекта «Твой бюджет в школах» в школе № 290 Красносельского района Санкт-Петербурга. Под её руководством одиннадцатиклассники разработали инициативу «Лови TV» по созданию культурно-событийного центра, которая вошла в число проектов-победителей. В итоге школьники получили от Правительства Санкт-Петербурга почти трёхмиллионную субсидию на реализацию задуманного.

«С опытом пришло понимание того, что проектная деятельность, а у детей и подростков особенно, сильно взаимосвязана с мотивацией. Чем больше срок проектной деятельности, тем сложнее удерживать одинаковый темп работы над проектом. И наставник, кроме готовности делиться знаниями, всегда должен уметь вовремя заметить изменение ритма деятельности, понять, почему это происходит, подбодрить, объяснить, показать своим примером и найти нужные слова», - так Ольга Александровна видит миссию наставника.

О наставничестве в проекте «Твой бюджет в школах» (и не только) Ольга Александровна Масленникова раньше рассказала в нашем большом интервью. Обязательно прочтите – там много полезных советов!

***
Все материалы, посвящённые тематическому году, вы сможете найти на портале сетевого издания «Дайджест петербургского образования» по тегу «Год педагога и наставника».

Автор: Виктория Горева, главный редактор сетевого издания «Дайджест петербургского образования».

Фото (архив): оргкомитет Всероссийского профессионального конкурса «Директор года России»; пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга; Центр регионального и международного сотрудничества; гимназия «Земля и Вселенная»; из личного архива О.А. Масленниковой.